Колегаева С.Д.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЛАТНОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ И УСЛУГ
В БИБЛИОТЕЧНОЙ СФЕРЕ РОССИИ

       Платность как характерная черта библиотечного обслуживания населения России впервые проявилась еще в XVIII в. в форме организации платных библиотек для чтения при книжных магазинах. К середине XIX в. библиотеки для чтения имелись во всех губернских и многих уездных городах, а к концу века они составили одну из самых многочисленных библиотечных сетей. Ядро их пользователей – разночинская интеллигенция, т. е. наиболее образованная и относительно платежеспособная часть населения России. Доступность этих библиотек была ограничена уровнем взимаемой за пользование платы.
        В 30-е гг. XIX в. наряду с платными библиотеками для чтения начинает формироваться сеть губернских публичных библиотек, при которых практикуется платное абонементное обслуживание. В период утверждения промышленного капитализма в России забота о просвещении и самообразовании народа в интересах сохранения рабочей силы нужного качества стала не только чертой русской буржуазной благотворительности, но и одной из причин интенсивного развития бесплатного библиотечного обслуживания. Вместе с тем в библиотечной сфере России сохраняются обменно-денежные отношения, так как население вносит некоторую часть платы за библиотечное обслуживание (платный абонемент), но значительно меньше его рыночной стоимости. В большинстве губернских, а позднее уездных библиотек платежи носят дифференцированный характер в зависимости от платежеспособности и благосостояния читателей. Таким образом, к началу ХХ в. происходит расширение системы библиотечного обслуживания, сочетающей в себе платные и бесплатные формы.
        После Октября 1917 г. в разработанной большевиками библиотечной политике основная ставка делается на бесплатное библиотечное обслуживание. На долгие годы, вплоть до середины 1980-х гг. характерной чертой библиотечного строительства становится увеличение доли обслуживаемого библиотеками населения при крайне низком качественном уровне развития библиотечной сферы, обусловленном предельно ограниченными государственными экономическими ресурсами. Исключением стал непродолжительный период НЭПа, когда в публичных библиотеках была сделана попытка расширить их финансовую базу путем восстановления платы за некоторые услуги (а в отдельных случаях перехода библиотек на самоокупаемость). Отказ от проведения новой экономической политики в стране привел к прекращению взимания платы за услуги и в библиотечной сфере.
        80-е гг. ХХ столетия характеризуются не только кризисом бесплатного библиотечного обслуживания, но и восстановлением платы за отдельные библиотечные услуги. Традиционная система, ориентированная на максимальный охват населения основными библиотечными услугами, исчерпала себя, ибо усиливается желание прежних массовых потребителей – читателей библиотек индивидуализировать свой выбор. В этих условиях «сверху» предпринимается попытка расширить диапазон предложений библиотек за счет развития дополнительных платных услуг по регламентированному перечню и фиксированным ценам. В отличие от предшествующих этапов развития платного обслуживания и услуг в этот период платность распространяется уже не на основные, традиционные, а на новые для библиотек культурно-досуговые и сервисные услуги.
        В 1987–1988 гг. платные услуги экспериментально внедряются в практику работы 13 библиотек, а переход на новые условия хозяйствования (1989) создает необходимые предпосылки для их массового освоения библиотеками страны. В результате уже к концу 1989 г. в отечественной библиотечной статистике впервые фиксируется доход, полученный от реализации платных библиотечных услуг.
Современный этап развития платности услуг начинается в российских библиотеках в 90-е гг. ХХ в. Именно на этом этапе наиболее отчетливо проявилось противоречие между уровнем развития общественных потребностей в библиотечном обслуживании и экономическими возможностями государства в их удовлетворении, между индивидуальными потребностями пользователей библиотек и объективно недостаточными экономическими ресурсами для полного удовлетворения их посредством общественных фондов. Именно поэтому в библиотечной сфере происходит не только расширение номенклатуры дополнительных платных услуг, но и частичное восстановление платности основного абонементного обслуживания (абонементы ночной, выходного и праздничного дня, межбиблиотечный).
Мощным стимулом развития платных услуг библиотек стал переход страны на рыночную систему хозяйствования. Функционирование библиотек в условиях формирующегося рынка предопределило наличие свойств и элементов предпринимательства в их платной деятельности. Последнее десятилетие ХХ в. стало периодом заметных качественных изменений и количественного роста: совокупный доход библиотек от реализации платной продукции и услуг вырос до 6 % в год, платные услуги производятся на новой технической основе с использованием информационных, мультимедийных и сетевых технологий. Этому, несомненно, способствовали правовая защищенность данного направления деятельности и государственная протекционистская политика (налоговые льготы) в отношении платных услуг библиотек.
Hosted by uCoz